Персональный сайт Ганат С.А.Среда, 15.05.2024, 19:54

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
контроль знаний [2]
материалы к лекциям [14]

Наш опрос
С автором сайта вы знакомы

Всего ответов: 128

Главная » Файлы » Методика естествознания » материалы к лекциям

Устное слово в системе методов обучения естествознанию
[ ] 18.12.2007, 22:29
Устное слово в системе методов обучения естествознанию

1. Значение словесных методов в обучении естествознанию – занимают центральное положение в системе других методов и необходимы при использовании всех источников знаний (схем, моделей и т.д.) – словесная интерпретация увиденного; также имеют самостоятельное значение.

2.
а) Определение «рассказ».
б) Роль рассказа в системе методов обучения естествознанию.
в) Правильное использование рассказа учителем.

а) Рассказ – это живое и образное изложение какого-либо вопроса учителем, посвящённое преимущественно сообщению фактического материала или описанию какого-либо приписанного объекта или явления.
б) Роль Р. определяет сам характер предмета, учащиеся знакомятся с предметами (явлениями), которые не могут непосредственно наблюдать; рассказ применяется при работе с малознакомым материалом.
в) Образовательное и воспитательное значение Р. зависит от правильного подбора фактов, их последовательного и систематичного изложения на уровне новейших достижений науки.

3. Типы рассказов, используемые на уроках естествознания.
1) Р., цель которых – изложение фактических знаний (о путешествиях, быте, культуре населения). Используются как основной метод изложения материала.
2) Иллюстративные Р. (Р.- картины) – создают реальный образ объекта (явления). Составляются на основе литературы, впечатлений учителя. Основное требование – типичность описываемых объектов. Чаще всего дополняют другие методы обучения (рассказ сочетается с работой по карте и использованием наглядных пособий).

4. Сочетание рассказа с другими методами обучения:
- с рассказом (заострение внимания на важных фактах (явлениях));
- с объяснением (разъяснение природных закономерностей, образования природных процессов).

5. Образовательная роль объяснения.
О. – доказательная форма изложения, раскрывающая причины явлений, развивающая мышление как образец логического доказательства.

6. Определение «беседа». Образовательное и воспитательное значение беседы.
Беседа – это метод обучения, при котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся, или, реже, вопросы учащихся и ответы учителя. В ходе Б. развивается мышление школьников, они учатся обосновывать свой ответ и самостоятельно работать с источниками знаний. Б. позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, соединять изучение нового материала с проверкой знаний.

7. Две формы беседы в зависимости от логической структуры и роли учителя и учащихся:
- вопросно-ответная (катехизическая) – вопросы, требующие кратких ответов и знания фактов. Используется для проверки и закрепления знаний.
- развёрнутая (эвристическая) – вопросы, ответы на которые подтверждают и продолжают основную мысль Б. Обращается внимание на существенные признаки, подводит к самостоятельным выводам.

8. Принцип отбора содержания вопросов для беседы – посильность, направленность на решение основной проблемы, связанность с предыдущими вопросами.

9. Типы вопросов, используемые в ходе беседы:
1. выявляющие уровень знаний для изучения нового;
2. ориентирующие на узнавание нового из источников знаний (вопросы на сравнение, выявление причин, обобщение).

10. Приёмы руководства педагогической деятельностью в ходе беседы: объявление темы урока, разделение Б. на логические части, обобщение материала в форме устного слова, схемы (записи) на доске.

11. Обеспечение умственного развития путём перевода познавательной деятельности на более высокий уровень. Уровни познавательной деятельности:
- рецептивный – восприятие учащимися объяснения учителя;
- репродуктивный – повторение объяснения учителя по вопросам, выполнение заданий на закрепление;
- эвристический – решение поставленных учителем задач (ответ или путь к нему) по выполнению этапов работы;
- исследовательский – решение задач под контролем учителя (осмысление условий, общего пути решения и ответа).

12. Вывод – зависимость развития самостоятельности учащихся от повышения уровня сложности задания.


Конспект от Т.Хорошиловой
Категория: материалы к лекциям | Добавил: ganat-sv
Просмотров: 3730 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
free counters Rambler's Top100

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024