Устное слово в системе методов обучения естествознанию
[
]
18.12.2007, 22:29
Устное слово в системе методов обучения естествознанию
1. Значение словесных методов в обучении естествознанию – занимают центральное положение в системе других методов и необходимы при использовании всех источников знаний (схем, моделей и т.д.) – словесная интерпретация увиденного; также имеют самостоятельное значение.
2. а) Определение «рассказ». б) Роль рассказа в системе методов обучения естествознанию. в) Правильное использование рассказа учителем. а) Рассказ – это живое и образное изложение какого-либо вопроса учителем, посвящённое преимущественно сообщению фактического материала или описанию какого-либо приписанного объекта или явления. б) Роль Р. определяет сам характер предмета, учащиеся знакомятся с предметами (явлениями), которые не могут непосредственно наблюдать; рассказ применяется при работе с малознакомым материалом. в) Образовательное и воспитательное значение Р. зависит от правильного подбора фактов, их последовательного и систематичного изложения на уровне новейших достижений науки.
3. Типы рассказов, используемые на уроках естествознания. 1) Р., цель которых – изложение фактических знаний (о путешествиях, быте, культуре населения). Используются как основной метод изложения материала. 2) Иллюстративные Р. (Р.- картины) – создают реальный образ объекта (явления). Составляются на основе литературы, впечатлений учителя. Основное требование – типичность описываемых объектов. Чаще всего дополняют другие методы обучения (рассказ сочетается с работой по карте и использованием наглядных пособий).
4. Сочетание рассказа с другими методами обучения: - с рассказом (заострение внимания на важных фактах (явлениях)); - с объяснением (разъяснение природных закономерностей, образования природных процессов).
5. Образовательная роль объяснения. О. – доказательная форма изложения, раскрывающая причины явлений, развивающая мышление как образец логического доказательства.
6. Определение «беседа». Образовательное и воспитательное значение беседы. Беседа – это метод обучения, при котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся, или, реже, вопросы учащихся и ответы учителя. В ходе Б. развивается мышление школьников, они учатся обосновывать свой ответ и самостоятельно работать с источниками знаний. Б. позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, соединять изучение нового материала с проверкой знаний.
7. Две формы беседы в зависимости от логической структуры и роли учителя и учащихся: - вопросно-ответная (катехизическая) – вопросы, требующие кратких ответов и знания фактов. Используется для проверки и закрепления знаний. - развёрнутая (эвристическая) – вопросы, ответы на которые подтверждают и продолжают основную мысль Б. Обращается внимание на существенные признаки, подводит к самостоятельным выводам.
8. Принцип отбора содержания вопросов для беседы – посильность, направленность на решение основной проблемы, связанность с предыдущими вопросами.
9. Типы вопросов, используемые в ходе беседы: 1. выявляющие уровень знаний для изучения нового; 2. ориентирующие на узнавание нового из источников знаний (вопросы на сравнение, выявление причин, обобщение).
10. Приёмы руководства педагогической деятельностью в ходе беседы: объявление темы урока, разделение Б. на логические части, обобщение материала в форме устного слова, схемы (записи) на доске.
11. Обеспечение умственного развития путём перевода познавательной деятельности на более высокий уровень. Уровни познавательной деятельности: - рецептивный – восприятие учащимися объяснения учителя; - репродуктивный – повторение объяснения учителя по вопросам, выполнение заданий на закрепление; - эвристический – решение поставленных учителем задач (ответ или путь к нему) по выполнению этапов работы; - исследовательский – решение задач под контролем учителя (осмысление условий, общего пути решения и ответа).
12. Вывод – зависимость развития самостоятельности учащихся от повышения уровня сложности задания.