Невропатология и дефектология — тесно связанные между со¬бой науки. Обе они изу-чают особенности людей с теми или иными физическими и психическими недостатками (глу-хие, слабослы¬шащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.). Дефектология изучает психофизиологические особенности разви¬тия аномальных детей, закономерности их воспитания, образова¬ния и обучения. Дефектология опирается на теоретические положения общей педагогики и на ряд меди-цинских дисциплин, в первую очередь на невропатологию.
НЕВРОПАТОЛОГИЯ - изучает причины, проявления, течение болезней нервной сис-темы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики. Невропатолог (психоневролог) со¬вместно с дефектологом: - устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, - влияние на развитие ребенка той или иной функции нервной системы; - прогно¬зируют вопросы развития аномального ребенка, - выбирают наи¬более оптимальные методы его обучения и воспитания, - опреде¬ляют методы коррекции нарушенных функций.
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Дефектология строит теорию обуче¬ния и воспитания аномальных детей на знании строения нервной системы, ее функций и особенностей развития; опирается на знание законо-мерностей становления и раз¬вития психики.
ОБУЧЕНИЕ и ВОСПИТАНИЕ (с нейрофизиологической точки зрения) есть измене-ние ответных реакций по мере приобретения и накоп¬ления личного опыта. Процесс обучения тесно связан с восприя¬тием сенсорной (входящей, чувствительной) информации и аналитико-синтетической деятельностью КБП ГМ. Ана¬лиз – это расслоение, разделение поступающей в мозг информации на отдельные части, синтез – их соединение в единый образ. Поступающая через анализаторы информация достигает первич¬ных полей КБП. Именно там формируются образы предметов и явлений (для этого необходимо наличие связи между всеми анали¬заторами, н-р: пирожок – мы видим, чувствуем запах, вкус – получается целостное восприятие предмета-пирожка; если есть). Серия взаимосвязанных различений может быть выра¬ботана при сохранности прилежащих к зрительному полю участков коры височной доли. Усвоение навыков поведения более высокого типа предполагает сохранность располо-женных вблизи первичных полей ассоциативных областей. Важнейшая ассоциативная область - лоб¬ные доли. Их поражение на самых ранних этапах онтогенеза (сразу после рождения или несколько позже) значительно задерживает и нарушает психическое развитие ребенка. Со-хранность лобной ассоциативной области – важная предпо¬сылка успешного усвоения знаний в процессе обучения. Н-р, благодаря участию лобных долей можно осуществлять сопоставление наличного раздражителя со следами прошлых впечат¬лений. Это сопоставление важный ком¬понент мнемической деятельности (запоминание, воспроизве¬дение и т.д.).
Весь процесс обучения и воспитания в существенной мере связан с эмоциональной сферой. В процессе обучения и воспитания эмоции не только формируются, но и проявляют-ся. Эмоции спо¬собствуют концентрации внимания на том или ином объекте изу¬чения.
Таким образом, именно КБП выполняет анализ и синтез поступающих через анализато-ры (зрительный, обонятельный и др.) раздражений. В ней происходит замыкание нерв¬ных свя-зей. Кора обеспечивает сохранность поступающей извне информации, сопоставление сигналов с ответными реакциями, исправление допущенных ошибок. Поступающие в кору головного мозга сигналы предварительно перерабатываются (дробятся и объе¬диняются) в других отделах нервной системы.
Для психической деятельности важно одновременное участие 3 ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКОВ (основных аппаратов мозга):
1. Первый блок (энергетический, или блок регуляции тонуса и бодр¬ствования) анато-мически представляет собой сетчатое образова¬ние ствола головного мозга. Он располагается в глубинных отделах мозга. Принимает сигналы возбуждения, приходящие из внутренних орга-нов и от органов чувств, улавливающих инфор¬мацию о происходящих во внешнем мире собы-тиях. Затем он пере¬рабатывает эти сигналы в поток импульсов и постоянно посылает их в кору головного мозга. Импульсы тонизируют кору, без них она «засыпает».
2. Второй блок (блок приема, переработки и хранения информации) находится в зад-них отделах больших полушарий и состоит из трех подблоков — зрительного (затылочного), слухового (височ¬ного) и общечувствительного (теменного). Каждый подблок имеет иерархи-ческое строение. Условно в них выделяют первичные, вто¬ричные и третичные отделы. Первые дробят воспринимаемый об¬раз мира (слуховой, зрительный, осязательный) на мельчайшие признаки: округлость и угловатость, высоту и звонкость, яркость и контрастность. Вторые синтезируют из этих признаков целые образы. Третьи объединяют информацию, полученную от разных подблоков, т.е. от зрения, слуха, обоняния, осязания.
3. Третий блок (блок программирования, регуляции и контроля) расположен пре-имущественно в лобных долях мозга. Человек, у которого этот участок нарушен, лишается возможности поэтапно организовать свое поведение, не умеет перейти от одной опера¬ции к другой. В связи с этим личность такого человека как бы «распадается».
Итогом анализа и синтеза поступающей информации является программа действий. Если с помощью этой программы «задача» не решается, то в мозгу вновь и вновь создаются новые программы, которые в итоге должны привести к адекватной реакции организма на по-ступаю¬щие сигналы. Таким образом, сложный процесс выработки реше¬ния рассматривается как циклический круг возбуждения. Этот круг составляет основу деятельности мозга и его различных отделов.
Неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие уз-кой специализации нейронов коры создают условия для возникновения самых разнообразных межнейронных связей, формирования сложных «ансамблей нейронов», охватывающих раз-личные функции. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению.