Лекция 5. РАЗВИТИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАТОЛОГИИ
Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе нарушаются при различных заболеваниях НС и проявляются в форме задержки темпа ее развития, выпаде¬ния функций анализаторов. Для научного обоснования лечебных и лечебно-педагогических мероприятий, направленных на улуч¬шение состояния больных, коррекцию и компенсацию нарушен¬ных функций, необходим прежде всего неврологический и педа¬гогический анализ структуры дефекта и причин, вызвавших забо¬левание, выяснение его патофизиологических механизмов, вре¬мени образования дефекта, степени его тяжести, характера тече¬ния заболевания и особенностей развития ребенка. Такой подход возможен при комплексном участии в лечении ребенка невропа¬толога, психиатра, психолога, педагога-дефектолога.
Уточнению характера патологического процесса или состояния помогают широко используемые в неврологической клинике дополнитель¬ные методы исследования: электроэнцефалография, эхоэнцефалография, реоэнцефалография, электромиография, рентгеногра¬фия черепа, компьютерная томография. Кроме того, используются рентгеноконтрастные, биохимические и цитогенетические методы исследования.
Многие заболевания НС возникают вследствие неблагоприятных факторов во внутриутробном периоде развития или в раннем детстве. Причинами патологии НС плода и ребенка раннего возраста могут быть: - инфекционные агенты (различные бактерии, вирусы, паразиты), - физические факторы (ионизирующая радиация, высокочастотное излучение, повышен¬ная вибрация и др.), - различные химические вещества, - заболева¬ния матери, - несовместимость крови матери и плода по группам крови и резус-фактору, - неблагоприятное течение беременности (в т.ч. воздействие алкоголя, курения и другие факторы).
Таким образом можно выделить 3 группы причин патологии: 1. Неблагоприятные воздействия внешней среды (инфекционных заболеваний, травм, неправильного воспитания – т.е. физиологические и социальные факторы). 2. Наличие генных мутаций (наследственность). 3. Патология внутриутробного развития.
Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным воздействиям в критические периоды своего развития, когда фор¬мируются наиболее важные «функциональные ансамбли», выра¬жена напряженность обменных процессов, наблюдается интен¬сивный рост отдельных элементов НС. Наиболее вы¬раженные и диффузные изменения НС и других органов возникают в случае воздействия вредных факторов на ран¬нем этапе развития плода.
Неблагоприятные воздействия на плод на 3-10-й неделе его развития могут быть причиной формирования таких грубых пороков развития НС, как: - анэнцефалия – отсутствие больших полушарий головного мозга, - микроцефалия – уменьшение объема и массы мозга, - гидроцефалия – водянка головного мозга.
Эти неблагоприятные воздействия нередко приводят к гибели плода или рождению нежизнеспособного новорожденного. В том случае, когда нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варь¬ировать в различной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.
Неврологические заболевания у детей раннего возраста неред¬ко приводят к своеобразному аномальному развитию функций, в результате искажении программы развития. Каждая функция в своем развитии проходит определенные стадии, между которыми существует закономерная преемственность. Появление новых форм реагирования сопровождается угасанием первоначальных примитив¬ных реакций. Чрезмерная выраженность последних может блоки¬ровать и искажать дальнейшее формирование функций. Например, детский церебральный паралич.
Многие заболевания, протекающие с нарушением зрения, слу¬ха, отставанием в психическом развитии, проявляются не сразу после рождения. Они характеризуются длительным скрытым тече¬нием с последующим внезапным клиническим проявлением на определенном этапе онтогенеза. Эти заболевания обусловлены ген¬ными мутациями, и для их лечения кроме средств, корригирую¬щих и стимулирующих нормальное развитие функции, необходи¬мо возмещение недостающих продуктов обмена веществ.
Кроме органических заболеваний НС, т. е. забо¬леваний, протекающих с изменениями в структуре мозга, у детей могут наблюдаться нарушения, обусловленные вариациями тем¬па созревания функциональных систем.
В определенные периоды онтогенеза, например во время миелинизации НС (т.е. созревания оболочек, покрыва¬ющих нервные проводники), а также в периоды возрастных кризов неравномерность темпа развития и созревания морфофункциональных систем значительно возрастает. В условиях повышенной эмоциональной нагрузки на относительно незрелые структуры по¬следние могут становиться источником разнообразных, чаще пре¬ходящих, патологических состояний. Под влиянием разнообраз¬ных неблагоприятных воздействий внешней среды (инфекционных заболеваний, травм, неправильного воспитания), а также при наличии генных мутаций или патологии внутриут¬робного развития и т.д., относительная возрастная незрелость и диспропорция созревания могут становиться основой таких нару¬шений, как ретардации (задержки темпа развития). При соответ¬ствующей организации медико-педагогических мероприятий та¬кие формы задержки развития, как правило, ликвидируются.
Однако очень глубокие и стойкие задержки темпа развития морфофункциональных систем не всегда поддаются необходимой коррекции. В некоторых случаях активные медико-педагогические воздействия могут лишь временно компенсировать дефицит функ¬ции. В дальнейшем, с возрастанием предъявляемых к ребенку тре¬бований, нередко все более отчетливо проявляется функциональ¬ная недостаточность.
В детском возрасте нередко наблюдаются также случаи времен¬ного ускорения развития функций, которое затем сменяется за¬метным замедлением темпов развития. Такое замедление зачастую обусловлено чрезмерной «эксплуатацией» познавательных способностей ребенка, приводящей к своеобразным истощениям внутренних резервов НС.
Перечисленные выше отклонения в развитии НС не исчерпывают всех возможных вариантов. Следует помнить, что развитие ребенка не всегда идет строго по схеме. Становление функций может как отставать, так и опережать, указанные сроки. Это зависит от особенностей внутриутробного развития ребенка, течения родов и периода новорожденности. В каждом случае важно установить причину имеющегося дефекта: связан ли он с первичным поражением НС, является ли результатом других заболеваний или так называемой педагогической запу¬щенности.
Под термином «педагогическая запущенность» понимают задер¬жку развития, обусловленную недостаточностью целенаправлен¬ного развития функций и педагогического воздействия в целом.
Педагогическая запущенность развивается на определенных этапах развития, а именно в период интенсивного развития функций. Например, в момент развития речи пребывание ребенка в неречевой среде, малое общение с матерью могут привести к задержке развития речи. Недостаточность зрительных, слуховых, эмоцио¬нальных и других раздражителей, т. е. так называемый «информа¬ционный голод», приводит к задержке психического развития.
Таким образом, при анализе нарушений нервно-психического развития следует учитывать не только особенности состояния НС ребенка, но и то окружение, в котором он растет и развивается.