Персональный сайт Ганат С.А.Воскресенье, 01.12.2024, 03:52

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
контроль знаний [2]
материалы к лекциям [14]

Наш опрос
С автором сайта вы знакомы

Всего ответов: 128

Главная » Файлы » Методика естествознания » материалы к лекциям

Общая характеристика методов обучения, наблюдения и опыты.
[ ] 22.11.2007, 21:57
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.

1. Метод ( с греч.- путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи) – совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием.

Методические приемы - конкретные действия, предпринимаемые педагогом, направленные на овладение логическими или прикладными умениями.

2. Классификации:
• по уровням познавательной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер).
• по способам приобретенных знаний (Т.С.Назарова, Н.К.Казанский).
• по основным дидактическим задачам (М.А.Данилов, Б.Л.Есипов).
• по источникам знаний (С.И.Петровский, И.С.Матрусов, В.П.Голов).

3.Классификация методов обучения естествознанию по источникам знаний:
Общие методы:
- Наблюдения и опыты.
- Работа с печатными источниками знаний .
- Работа с наглядно-образными источниками знаний.
- Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний.

Частные методы:
- Наблюдение объектов и явлений в природе. Опыты с ними.
- Работа с учебником, хрестоматией, учебными текстами, журнальными статьями и т.д.
- Работа с натуральными объектами, муляжами учебными картинами, фотоизображениями слайдами, кинофильмами.
- Работа с таблицами, схемами, моделями, географическими картами, глобусом.

4. Причины отсутствия словесных методов (рассказ, беседа, диалог, лекция) – словесные методы являются всеобщими и используются в обучении естествознанию и экологии вне зависимости от содержания учебного материала и формы организации учебного процесса.


НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

Наблюдение - это метод обучения, заключающийся в планомерном, целенаправленном восприятии школьниками окружающей действительности с целью ее познания.

1. Виды:
научные – результат заранее неизвестен.
учебные – учащиеся приходят к «открытию» уже известного.

2. При созерцании, в отличие от учебного наблюдение:
• отсутствует намеченный план восприятия.
• нет состава аналитической мыслительной деятельности.
• продукт – эмоционально образное восприятие объекта.

3. Цель – накопление фактов, всестороннее чувственное восприятие или исследование объекта наблюдения и вскрытие закономерностей.

4. Предварительная подготовка:
• объект и цель наблюдения.
• план наблюдения в рабочих тетрадях.
• приемы наблюдения, правила фиксирования фактов.
• описания и выводы.

Привести пример наблюдения. Например, учитель демонстрирует таблицу «Строение цветкового растения» и предлагает провести след. наблюдение:
1) определить органы объекта.
2) зарисовать и подписать эти органы.
3) сделать вывод о строении цветкового растения.

5. По времени наблюдения делятся на:
эпизодические (разовые). Напр.: наблюдение за поведением птиц.
длительные. Напр.: наблюдения за погодой.

6. Значение систематического наблюдения: у младших школьников:
• формируются и развиваются умения и навыки выполнения наблюдений.
• закрепляются приемы производства работ.
• возникают методы стимулирования любознательности.
Привести пример: погодные наблюдения.

7. Этапы обучения школьников работе с приборами:
1) тренировка на моделях приборов.
2) тренировочные упражнения на приборах.
3) тренировка в опознании условных метеорологических знаков и обозначений.
4) графические изображения метеоэлементов.
5) самостоятельное наблюдение погоды и фиксирование явлений в календаре.
6) выводы и обобщения.

Опыты.
1. Значение опытов: необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ и тел, раскрытия и объяснения тех или иных явлений, происходящих в природе. При их выполнении обеспечивается единство ЗУН школьников, воспитываются их самостоятельность и любознательность.

2. Виды:
демонстрационные – выполненные учителем или кем-то из школьников. Пример: опыт «Расширение и сжатие воды при нагревании и охлаждении».
лабораторные – выполняемые учащимися: фронтальные (весь класс), групповые и индивидуальные (могут выполняться дома). Пример: выращивание кристаллов.

В зависимости от характера мыслительной деятельности:
иллюстративные - или проверочные - для подтверждения учебного материала, для проверки усвоения знаний учащихся. Пример: опыты, подтверждающие расширение тел при нагревании.
эвристические - с целью получения конкретного результата учащимися самостоятельно, путь работы известен, результат – нет. Пример: заполнить сосуд водой и выставить на мороз, вывод школьники делают самостоятельно.
исследовательские - учащимся сообщают тему и цель опыта, а после наблюдения по результатам они делают выводы или высказывают предположения. Пример: опыты по изучению состояния почвы, ее влагопроницаемости и влагоемкости.

3. Общие черты опытов с наблюдениями: наблюдения учащихся, фиксирование результатов опыта и формулирование выводов – необходимая составная часть опытов.

Конспект от Лены Комарницкой

Категория: материалы к лекциям | Добавил: ganat-sv
Просмотров: 3579 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
free counters Rambler's Top100

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024