Общая характеристика методов обучения, наблюдения и опыты.
[
]
22.11.2007, 21:57
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.
1. Метод ( с греч.- путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи) – совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием.
Методические приемы - конкретные действия, предпринимаемые педагогом, направленные на овладение логическими или прикладными умениями.
2. Классификации: • по уровням познавательной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер). • по способам приобретенных знаний (Т.С.Назарова, Н.К.Казанский). • по основным дидактическим задачам (М.А.Данилов, Б.Л.Есипов). • по источникам знаний (С.И.Петровский, И.С.Матрусов, В.П.Голов).
3.Классификация методов обучения естествознанию по источникам знаний: Общие методы: - Наблюдения и опыты. - Работа с печатными источниками знаний . - Работа с наглядно-образными источниками знаний. - Работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний.
Частные методы: - Наблюдение объектов и явлений в природе. Опыты с ними. - Работа с учебником, хрестоматией, учебными текстами, журнальными статьями и т.д. - Работа с натуральными объектами, муляжами учебными картинами, фотоизображениями слайдами, кинофильмами. - Работа с таблицами, схемами, моделями, географическими картами, глобусом.
4. Причины отсутствия словесных методов (рассказ, беседа, диалог, лекция) – словесные методы являются всеобщими и используются в обучении естествознанию и экологии вне зависимости от содержания учебного материала и формы организации учебного процесса.
НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ
Наблюдение - это метод обучения, заключающийся в планомерном, целенаправленном восприятии школьниками окружающей действительности с целью ее познания.
1. Виды: • научные – результат заранее неизвестен. • учебные – учащиеся приходят к «открытию» уже известного.
2. При созерцании, в отличие от учебного наблюдение: • отсутствует намеченный план восприятия. • нет состава аналитической мыслительной деятельности. • продукт – эмоционально образное восприятие объекта.
3. Цель – накопление фактов, всестороннее чувственное восприятие или исследование объекта наблюдения и вскрытие закономерностей.
4. Предварительная подготовка: • объект и цель наблюдения. • план наблюдения в рабочих тетрадях. • приемы наблюдения, правила фиксирования фактов. • описания и выводы.
Привести пример наблюдения. Например, учитель демонстрирует таблицу «Строение цветкового растения» и предлагает провести след. наблюдение: 1) определить органы объекта. 2) зарисовать и подписать эти органы. 3) сделать вывод о строении цветкового растения.
5. По времени наблюдения делятся на: • эпизодические (разовые). Напр.: наблюдение за поведением птиц. • длительные. Напр.: наблюдения за погодой.
6. Значение систематического наблюдения: у младших школьников: • формируются и развиваются умения и навыки выполнения наблюдений. • закрепляются приемы производства работ. • возникают методы стимулирования любознательности. Привести пример: погодные наблюдения.
7. Этапы обучения школьников работе с приборами: 1) тренировка на моделях приборов. 2) тренировочные упражнения на приборах. 3) тренировка в опознании условных метеорологических знаков и обозначений. 4) графические изображения метеоэлементов. 5) самостоятельное наблюдение погоды и фиксирование явлений в календаре. 6) выводы и обобщения.
Опыты. 1. Значение опытов: необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ и тел, раскрытия и объяснения тех или иных явлений, происходящих в природе. При их выполнении обеспечивается единство ЗУН школьников, воспитываются их самостоятельность и любознательность.
2. Виды: • демонстрационные – выполненные учителем или кем-то из школьников. Пример: опыт «Расширение и сжатие воды при нагревании и охлаждении». • лабораторные – выполняемые учащимися: фронтальные (весь класс), групповые и индивидуальные (могут выполняться дома). Пример: выращивание кристаллов.
В зависимости от характера мыслительной деятельности: • иллюстративные - или проверочные - для подтверждения учебного материала, для проверки усвоения знаний учащихся. Пример: опыты, подтверждающие расширение тел при нагревании. • эвристические - с целью получения конкретного результата учащимися самостоятельно, путь работы известен, результат – нет. Пример: заполнить сосуд водой и выставить на мороз, вывод школьники делают самостоятельно. • исследовательские - учащимся сообщают тему и цель опыта, а после наблюдения по результатам они делают выводы или высказывают предположения. Пример: опыты по изучению состояния почвы, ее влагопроницаемости и влагоемкости.
3. Общие черты опытов с наблюдениями: наблюдения учащихся, фиксирование результатов опыта и формулирование выводов – необходимая составная часть опытов.