Персональный сайт Ганат С.А.Воскресенье, 01.12.2024, 04:08

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
контроль знаний [2]
материалы к лекциям [14]

Наш опрос
С автором сайта вы знакомы

Всего ответов: 128

Главная » Файлы » Методика естествознания » материалы к лекциям

Особенности уроков естествознания
[ ] 08.12.2007, 19:29
ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

I.Уроки объяснительного чтения.
Решают задачи:
- дают детям новые знания и природоведческие понятия;
- способствуют развитию навыков чтения;
- помогают разбираться в прочитанном тексте;
- при ведении тетради формируются навыки письма.

Элементы:
- подготовка к восприятию статьи;
- чтение статьи;
- разбор текста и словарная работа;
- составление плана пересказа;
- пересказ.

Типы:
1. чтение в связи с самостоятельными наблюдениями учащихся (изучение явлений природы, наблюдения за погодой и т.д. );
2. чтение, проводимое после предметных уроков (н-р изучение полезных ископаемых, устройство компаса и т.д.);
3. чтение после демонстрации опытов (н-р, при изучении свойств воды и воздуха);
4. чтение, подготовленное рассмотрением наглядных пособий с соответствующей беседой и рассказом учителя (уроки по изучению многообразия растений и животных );
5. чтение после экскурсии (н-р, в лесопарк при изучении сообщества леса и ярусности).

1. Чтение на основе наблюдений. Учитель предлагает учащимся пронаблюдать какое-либо явление. Далее в логически выстроенной беседе ученики осмысливают наблюдаемые явления и выявляют причинно-следственные связи, что способствует освоению новых природоведческих понятий и развивает мышление. Чтение и обсуждение текста позволяет расширить знания учащихся и дополнить их жизненный опыт.

3. Чтение после проведенных опытов. Начиная с I класса дети наблюдают различные природные явления, которые воспроизводятся учителем в процессе демонстрации опытов, например: таяние снега, переход льда из твердого состояния в жидкое, испарение воды, водопроницаемость почвы и т.д. После проведенных наблюдений ученикам можно предложить прочитать соответствующую статью и сделать необходимые выводы.

3. Чтение после предварительной беседы с использованием наглядных пособий. Такие уроки могут иметь самое разнообразное содержание, но при любых вариантах они состоят следующих этапов:
1) беседа или рассказ учителя с использованием различных пособий, вводящих детей в понимание текста, но не раскрывающих до конца всю тему;
2) чтение статьи и словарная работа;
3) беседа по прочитанному.

5.Чтение после экскурсии. Такие уроки проводят в том случае, когда материал экскурсии необходим для понимания текста учебника. Обычно это имеет место тогда, когда экскурсия проводится как вводная, ознакомительная, перед изучением новой темы.


II. ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ (ПУ).
Урок, на котором дети имеют дело с самим изучаемым предметом, а не с его изображением.

ПУ - это уроки, посвященные отдельным предметам, из которых состоит окружающий детей материальный мир. К ним относятся разнообразные предметы природы - минералы, растения, животные, всевозможные вещи, изготовленные из природных материалов.

Способствуют накоплению четких эмпирических представлений о формах и явлениях окружающего мира. ПУ обеспечивают первичное знакомство с предметом через ощущения.

Проводят после экскурсии в природу или на производство, где учащиеся получают возможность познакомиться с предметом изучения в его естественной, природной среде.

При проведении ПУ учитель тщательно продумывает не только содержание урока, но и моменты включения предметной наглядности в его структуру, сочетание демонстрации объекта или явления со словом.

Подготавливая материалы и пособия к ПУ, учитель должен четко представить себе, что дети будут воспринимать своими органами чувств. Как правило, во время ПУ организуется практическая работа учащихся, для чего на каждую парту или, еще лучше, каждому ученику выдаются изучаемые предметы. В случае невозможности обеспечить каждого ученика раздаточным материалом или если объект достаточно крупный, он может демонстрироваться учителем. Демонстрируемые предметы необходимо по возможности дать учащимся потрогать, рассмотреть поближе. Для этого учитель подносит предметы к каждой парте или передает по столам учащихся. При организации работы с предметами на уроке учитель должен постоянно вовлекать учащихся в процесс познания, продумать их работу на уроке.

Содержание ПУ не может ограничиться только поверхностным эмпирическим знакомством с внешними свойствами объекта. Должно быть сформировано возможно более полное понятие об изучаемом предмете.

Этапы ПУ:
1) демонстрация предмета, его название (связь зрительного образа и слова);
2) наблюдение и восприятие целого предмета и его частей, но без особой детализации;
3) рассмотрение отдельных частей предмета, главных и второстепенных;
4) сравнение новых предметов с ранее изученными, выяснение признаков сходства и различия;
5) обобщение - объединение всех знаний, полученных из личных наблюдений, беседы или рассказа учителя;
6) закрепление материала на последующих уроках и внеклассных занятиях (чтение статьи в учебнике, наблюдения, зарисовки, лепка, составление коллекций, общественно-полезные работы и пр.).
В зависимости от характера материала приведенная схема может изменяться.


III. УРОКИ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ОПЫТОВ.
Значение:
- учащиеся познают свойства веществ и предметов,
- приобретают необходимые факты для сравнения, обобщения и выводов.
- дает учащимся первоначальные представления о методах изучения природы и ее законов.

Функции эксперимента:
1) исходного момента, отправной точки в процессе познания природы;
2) средства доказательства или опровержения выдвинутых предположений;
3) средства развития и совершенствования теоретических знаний;
4) средства формирования и развития интереса учащихся к естественным предметам;
5) средства формирования практических умений и навыков в процессе самостоятельной работы.

Требования:
1. Опыт должен быть достаточно прост в выполнении, чтобы учащимся было легко воспринимать сущность происходящего; в начальной школе следует избегать громоздких, сложных опытов.
2. Опыт должен быть доступен пониманию учащихся, строиться на известных фактах и явлениях.
3. Демонстрационный опыт должен быть максимально наглядным, чтобы его мог воспринимать весь класс. При этом следует использовать демонстрационный столик, темный или белый фон, при необходимости подкрашивать жидкости.
4. Опыт должен быть надежным и всегда получаться. Обязательное условие – его предварительная подготовка и проверка. Никогда нельзя полагаться на случай, даже если опыт очень прост.
5. Никогда не следует заранее рассказывать учащимся, что должно получиться в результате опыта, ибо это снижает его педагогическую ценность.
6. При постановке опыта следует точно распределить время. Некоторые опыты следует закладывать заранее до начала урока или в самом его начале, а окончание или результаты демонстрировать позже, в процессе объяснения.
7. Все оборудование к опыту должно находиться у учителя под рукой. Следует также подготовить второй экземпляр приборов, чтобы в случае неудачи опыт можно было
8. повторить.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ (ПР) НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
ПР характеризуются тем, что учащиеся самостоятельно работают с конкретными объектами, выполняют определенные опыты. Эти занятия составляют часть урока, но проводят их особыми методами и в иной обстановке. ПР может входить составной частью в обычный урок, когда преподаватель организует самостоятельную работу учащихся с раздаточным материалом.

При проведении ПР самостоятельную работу учащихся организуют по следующему плану.
1. Сообщение названия работы.
2. Определение ее цели.
3. Выдача оборудования и объектов.
4. Инструктаж, объяснение плана работы.
5. Выполнение работы.
6. Заключительная беседа, выводы.

Существует два способа проведения ПР - фронтальный и индивидуальный.

При фронтальном способе работа проводится одновременно со всем классом под руководством учителя. Вся работа разбита на отдельные этапы, каждый из которых выполняют строго по команде учителя. После объяснения каждой части делают паузу для того, чтобы учащиеся выполнили определенные действия. Учитель полностью руководит работой учащихся и контролирует ее. При такой постановке работы необходимость в письменной инструкции отпадает, так как учащиеся все делают по слову учителя. Работа четко регламентирована и занимает непродолжительное время.

Индивидуальный способ организации предполагает работу по инструктивным карточкам. В этом случае каждый ученик или каждая пара выполняет задание самостоятельно, осмысливая каждый пункт работы. Все учащиеся работают в своем индивидуальном темпе, каждый может иметь свое, отличное от других задание. В этом случае необходима подробная письменная инструктивная карточка в виде индивидуального задания на каждый стол, стенного плаката, указание в учебнике или, наконец, записи на доске. Однако времени, отведенного на выполнение работы в этом случае может понадобится в два раза больше. Кроме того, учителю сложнее осуществлять контроль за работой учащихся.

ПР может по времени занимать весь урок, его часть или всего 10-15 мин.


ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ.


Это те формы организации учебной деятельности школьников, которые вынесены за рамки школьного расписания, но непосредственно связаны с целями урока и содержанием учебного материала. Связь с уроком обеспечивается и тем, что задания, выполняемые вне урока, определяются учителем. В обучении естествознанию к ним относят описанные выше наблюдения за погодой, фенологические наблюдения, опыты, требующие длительных наблюдений, например - по выращиванию кристаллов или проращиванию семян, чтение дополнительной, рекомендованной учителем, литературы и т.д.

К внеурочным формам относят и выполнение домашних заданий (домашняя работа - ДР).
ДР учащихся тесно связана с классной и по своему содержанию дополняет урок. Дома учащиеся выполняют то, что не могут сделать на уроке. Прежде всего это повторение по учебнику материала, который был разобран на уроке, а также тех ранее полученных знаний, которые должны послужить опорными для новых знаний, подлежащих усвоению на следующем уроке.

Вторая задача ДЗ - повторить по учебнику тот фактический материал, пройденный на уроке, который надо запомнить. Это касается определе¬ний понятий, номенклатуры, конкретных характеристик свойств предметов.

Одно из важнейших условий успеха ДР научить учащихся работать самостоятельно. Кроме работы с учебником, в качестве домашних заданий можно рекомендовать выполнение рисунков, оформление схем, раскрашивание. Большое значение при выполнении домашних заданий имеют «Дневники наблюдений», которые позволяют организовывать систематическую самостоятельную работу учащихся по наблюдениям за окружающей природой и трудовой деятельностью людей. В качестве домашних заданий можно предположить также опыты и практические работы.

Много внимания учителю начальных классов приходится уделять работе учащихся дома с учебником. Задача учителя - так организовать эту работу, чтобы задания из учебника содействовали активизации мыслительной деятельности учащихся. Важным шагом на пути к этому является приучение детей к внеклассному чтению специальной литературы. Задача учителя - приучить школьника к самостоятельному чтению научно-популярной литературы. Это позволит им узнать много нового и интересного о различных явлениях, происходящих в окружающий природе.

Правильно организованная домашняя учебная работа значительно облегчает проведение учебных занятий на уроке.


Конспект от Фроловой Лены

Категория: материалы к лекциям | Добавил: ganat-sv
Просмотров: 7325 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
free counters Rambler's Top100

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024