1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ План: 1.определение игровая деятельность 2.определение игра 3.педагогическая ценность игры 4.значение игры 5.организация игры 6.определение дидактические игры 7.классификация игр 8.примеры игровых ситуаций
1. Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. 2. Игра - это модель поведения, складывающаяся в процессе обучения. 3. В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач. Отход от стандартного мышления, стереотипа действий позволяет развить стремление к знаниям, создает мотивацию к обучению. 4. В играх ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. 5. Подбирая игры к уроку, важно учесть уровень сложности и в то же время доступность детям. Во время игры дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, быть активными. При организации игры нужно ставить перед детьми конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно объяснять задачу. 6. Дидактические игры - это такая форма организации обучения, в которой субъекты учебно-воспитательного процесса являются его активными участниками. 7. Классификация игр: ролевые, деловые, обучающие, имитационные и т. д. Эти игры требуют разработки - сценария, распределения ролей, продуманной режиссуры - и очень трудоемки по исполнению. 8. Это могут быть: представление в лицах (инсценировка); разработка ситуации, связанной с какой-либо экологической катастрофой; изучение социальных ситуаций (поломка деревьев, негуманное отношение к животным и т.д.); будущих ситуаций ( "А что будет, если+").
2.МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
План: 1. вопросы для подготовки к игре 2. организация игры 3. создание игровой атмосферы 4. наиболее приемлемые игры для младших школьников 5. имитационные игры 6. пример игры
1. Начиная подготовку к игре, следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова ее цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей; как подготовить итоги. 2. Организатору игры необходимо: 1. выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры. 2. наметить роли учеников. 3. предусмотреть необходимый "реквизит", справочные материалы и т.д. 4. продумать правила игры, можно ли будет их изменить в целях активизации класса. 5. обдумать, как начать и когда закончить разыгрывание ситуации. 6. решить, как использовать результаты игры. 7. определить время проведения игры: когда, на каком уроке или во внеурочное время.
3. Для создания игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важных моментах: - исключить порицание и критику во время игры - обстановка должна быть доброжелательной, спокойной - учитель как бы должен играть двойную роль: непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль и оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.
4. Для младших школьников наиболее приемлемы игры с решением ребусов, кроссвордов, путешествий по карте. Это ролевые игры или игры с определенными правилами, выполнение которых позволяет достигнуть определенных результатов, решить поставленную задачу. Сценарий игры должен содержать описание структуры и назначения объекта, положения, обстановки. В процессе игры создается обучающая ситуация, поощряется поиск ответа на поставленные вопросы.
5. Имитационные игры дают обучаемым опыт коллективного принятия решения. Учитывая трудность "постановки" имитационно-ролевых игр, они не могут применяться часто - один - два раза в течение учебного года. Кроме того такие игры более приемлемы для детей старшего школьного возраста или для учащихся IV классов.
6. Пример: игра "Многообразие и значение растений" Знакомство с разнообразием растительного мира начинается с первого класса. В начале учащиеся знакомятся с травянистыми и древесными формами, голосеменными и цветковыми растениями, позже - с органами цветкового растения, узнают об особенностях хвойных растений, папоротников, водорослей. Здесь можно использовать игру - тест. Учащимся раздают рисованные карточки с изображением растений из различных групп со всеми органами, включая цветки и плоды. По правилам игры на карточках надо вычеркнуть органы, отсутствующие на самом деле у данного растения. В процессе игры дети должны еще и оценить выполнение задания товарищем. Каждый участник получает баллы за правильно выполненное задание и за правильную проверку задания напарника.