Теоретические вопросы методики обучения естествознанию
[
]
12.12.2007, 06:22
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
1. Педагогическое значение и задачи курса естествознания.
Естествознание - это интегрированный курс, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе.
Основная задача курса - формирование у учащихся начальных классов широкой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых фактов и явлений.
Дети младшего школьного возраста воспринимают мир как единое целое, не разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления.
Интеграция естественнонаучных знаний на первом этапе обучения: - позволяет сформировать правильное, целостное представление о явлениях природы - создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о природе.
В курсе естествознания учащиеся: - получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явлениях природы, телах и веществах , об их свойствах и использовании их человеком. - знакомятся с особенностями строения человеческого тела и санитарно-гигиеническими правилами поведения.
Курс естествознания решает большие задачи, направленные на развитие умственной деятельности ребенка.
В процессе решения обучающих задач естествознание способствует выработке логического мышления как способа познания окружающего мира, вооружает знаниями для понимания законов природы.
Развитие логического мышления происходит в несколько этапов: 1. наблюдение фактов, явлений. 2. постановка вопросов для поиска ответа. 3. построение возможных предположений по поводу наблюдаемого. 4. исследование предположений и выбор правильного ответа на основе опытной проверки, логических рассуждений и умозаключений.
Курс естествознания в начальной школе: - способствует формированию у учащихся целостного представления об окружающем мире. - воспитывает любознательность, понимание красоты природы, любви и бережного отношения. - развивает познавательный интерес к изучению наук о природе. - развивает творческое отношение к окружающей действительности.
В процессе изучения курса у учащихся формируются практические умения и навыки: - гигиенические - лабораторно - практические - экскурсионные - природоохранные и др.
2. Содержание и принципы отбора материала по естествознанию.
В курсе естествознания начальной школы в настоящее время можно выделить 2 основных направления: 1-ое направление включает в себя формирование знаний о природе и окружающем мире. Естествознание - это интегрированный курс, в основу которого положено диалектическое единство системы "природа - человек - общество".
Для формирования знаний по 1-му направлению необходимо: - обобщить имеющиеся у учащихся сведения , полученные до школы. - сформировать основные природоведческие понятия и представления о живой и неживой природе , о природных объектах (воде, воздухе, горных породах, почве; живых организмах) и их свойствах. - сформировать первоначальные географические представления о карте и глобусе, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности. - дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе. - познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на этой базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной жизнедеятельности.
2-ое направление связано с экологическим образованием и природоохранным воспитанием учащихся.
Охрана природы - стержень всего курса естествознания.
У детей: - формируется гуманное отношение к окружающей среде. - воспитывается чувство ответственности за ее сохранение. - вырабатываются определенные нормы поведения в природе. Все это способствует формированию экологической культуры личности.
При изучении курса в начальной школе учащиеся получают следующие знания: - о Земле как планете ,ее положении в Солнечной системе, о движении Земли и связанных с этим изменениях в природе. - о сферах Земли , их свойствах и взаимосвязях. - о телах и веществах, их основных свойствах. - о явлениях природы. - о живых обитателях планеты, их связи с неживой природой и зависимости от нее, о явлениях в живой природе. - о человеке как обитателе планеты , его общности с другими живыми обитателями, особенностями его организма. - об экологических связях в природе и противоречиях между природой и обществом. - о хозяйственной деятельности человека и рациональном природопользовании, о его ответственности за жизнь на планете и сохранение ее богатств.