ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ. Учебно-воспитательный процесс - это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе.
Форма преподавания - это организация учебной деятельности учащихся. Основные формы организации: - урок - лабораторно-практические занятия - внеурочная работа - домашняя работа - внеклассная работа - экскурсия
Урок - это обязательное систематическое занятие, проводимое по строгому расписанию со всеми учащимися данного класса. Лабораторно-практические занятия - это те же уроки, но требующие особой организации учебного процесса и специального оснащения. Домашняя работа - проводится по заданию учителя, направлена на повторение и закрепление учебного материала, а также на развитие интереса учащихся к предмету. Экскурсии - особый тип занятий, проводимый вне школы и требующий специальной методики. Могут быть частью классно-урочных или внеклассных занятий. Внеурочные формы занятий - организация наблюдений в природе, работы в живом уголке по темам, включенным в обязательную учебную программу и проводимую со всем классом, а также необязательная работа, выходящая за рамки программы.
Интерес учащихся к предмету развивается более активно, если организованна внеклассная работа с учащимися, проводятся экскурсии, выполняется внешкольная работа.
2. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.
Урок - основная форма обучения детей естествознанию. Эти уроки имеют определенную специфику и отличаются от уроков других предметов. Учитель должен использовать методы обучения, свойственные естественным наукам, формировать определенные умения, которые понадобятся в дальнейшем при изучении географии, биологии и т.д. В зависимости от дидактических целей и методов обучения все уроки можно разделить на 4 типа: 1. уроки приобретения новых ЗУН 2. уроки усовершенствования и закрепления ЗУН 3. уроки проверки и учета знаний 4. комбинированные уроки.
Комбинированный урок - основной тип урока, поскольку он сочетает в себе все звенья процесса усвоения и объединяет работу по формированию новых ЗУН с проверкой усвоенных раннее. Уроки изучения нового материала - проверка пройденного как структурный элемент может отсутствовать. Уроки совершенствования и закрепления знаний - реализуют две дидактические цели - повторение и обобщение, а также учет и проверка знаний учащихся. Контрольно-учетные уроки - в процессе проверки знаний попутно повторяют и систематизируют изученный материал. Все уроки естествознания взаимосвязаны, ориентированы на достижение целей образования и составляют систему уроков.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. - научность - доступность - систематичность - использование краеведческих материалов - использование разнообразных приемов и методов обучения - направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной с учетом индивидуальных особенностей детей.
Цели урока - это система ценностей, которые надо сформировать у школьников в процессе обучения предмету.