История развития методики преподавания естествознания
[
]
14.12.2007, 14:46
Л.С.Севрук - разработка отдельных уроков по начальному курсу природоведения, особенно подробно по отделу неживой природы. Изучение естествознания проходило по схеме: неживая природа - растения - животные.
В гимназиях предмет естествознание был отодвинут на задний план, обучение было формальным, пособия отсутствовали. На практике передовых дореволюционных школ было создано большинство методических разработок. К концу первого десятилетия XX в. были разработаны на практике лабораторные работы, также в школу активно вводилась практика самостоятельных работ учащихся. Далее была придумана система экскурсий, проработаны экскурсионные планы школ по годам обучения, разработана методика проведения школьных экскурсий. Параллельно с этим развивалась и оформлялись вопросы общей методики преподавания естествознания..
Крупным методистом в области преподавания естествознания стал В.А.Герд. он был ярым сторонником "активизма" в преподавании естествознания и проявлял огромный интерес к исследовательскому методу в преподавании.
Педагогическая работа по естествознанию в дореволюционной России велась достаточно активно, но внедрение передовых методических идей в практику работы школы шло медленно. Естествознание считалось третьестепенным предметом.
Развитие методики преподавания естествознания в XX веке.
В основу разработки программ по естествознанию были положены принципы передовой педагогической мысли: исследовательский метод, лабораторно - практические занятия, экскурсии. Развернулась активная работа по созданию экскурсионных станций, биостанций юных натуралистов.
В 1923 году произошел переворот в школьном курсе естествознания. Отобрали тот материал, который был нужен для анализа природных условий для развития сельского хозяйства. И в 1927 году природоведение как учебный предмет изучался с 1 по 4 классы.
Комплексные программы значительно изменили содержание курса естествознания в средней школе, но в общих чертах оно сохранилось в начальной. Комплексные программы просуществовали до 1931 года. И были отменены историческим постановлением о начальной и средней школе.
Введение основ географических наук подняло престиж географии в школе и прекратило распыление географического материала среди других предметов. Введение новых планов потребовало создания новых программ и учебников по географии и природоведению для начальной школы. Новые программы и учебники потребовали перестройки методики естествознания, усиления практической направленности.
А.А.Половкин - работал в области методики преподавания географии в школе. В 1939 году была издана первая методика преподавания географии для учителей начальной школы. В ней рассказывались основные методы работы учителя на уроках, раскрыта необходимость проведения экскурсий в природу для знакомства учащихся с окружающей местностью.
К.П.Ягодовский - обосновал необходимость как можно раньше изучения пропедевтического курса естествознания, который является основой для будущих систематических курсов.
С.А.Павлович - стремился приблизить школу к природе, пропагандировал организацию уголков живой природы, где дети сами бы ухаживали за растениями и животными.
Но в 40-х годах естествознание как отдельный предмет было исключено из учебного плана первых трех классов.
П.А.Завитаев - его методика проведения наблюдений, опытов и экскурсий помогла создать основу для формирования природоведческих понятий. Он много работал над совершенствованием материальной базы естествознания и методики использования оборудования на уроках.
М.И.Скаткин - уделял большое внимание вопросам методики преподавания природоведения. Им разработаны принципы политехнизации обучения, активизации познавательной деятельности, организации внеклассной работы. Новая перестройка учебных планов произошла в 60-е годы. Изучение предмета начиналось со 2 по 4 класс. В основе - принцип краеведения (изучение природы и хозяйственной деятельности человека).
Основные принципы построения курса природоведения в начальной школе сохранились и до настоящего времени.