Другие источники естественнонаучных знаний и работа с ними.
Учитель работает на уроке при определённых предметов и явлений природы. Это – натуральные объекты, объёмные модели, приборы и инструменты.
Натуральные объекты. Дидактические функции они способствуют формированию у учащихся умению наблюдать, первоначальных понятий, имеющих важное значение в конкретизаций знаний. Наблюдения продолжают играть важную роль пополнении представлений учащихся об окружающем мире. Эти наблюдения проводят на уроках, во внеурочное время, на экскурсиях, они характеризуются систематичностью и целенаправленностью. Важность наблюдений обусловлена тем, что знакомство с реальной действительностью служит той конкретной чувствительно основой, без которой невозможно эффективно использовать другие средства обучения. Созерцание окружающей действительности не может обогатить учащихся знаниям. Для этого необходима аналитическая работа, которую организует учитель. Учащимся дают конкретные знания, проверяют их выполнение, сравнивают данные наблюдений и т.д. Наблюдения учащихся за объектами требуют постоянного внимания учителя к их работе, а иногда и участия в ней. Включения натуральных объектов в учебный процесс позволяет конкретизировать абстрактный учебный материал.
Муляжи и объёмные модели. Дидактическая ценность, они передают изображение объекта в трёхмерном измерении и связи с этим служат недостающим звеном, как бы переходным мостиком между природными объектами(явлениями) и их образом, что с психологической точки зрения чрезвычайно важно для образования правильных представлений и понятий. Возможность созерцать объект со всех сторон привлекает внимание учащихся, заинтересовывает их. Необходимо организовать активное наблюдение с помощью поисковых вопросов и заданий. Целесообразно использовать диорамы при изучении природных зон. Диорамы могут воспроизводить болото, участок тайги, оазис и т.д. Работа с ними также требует использование метода наблюдений и может выполняться на разных уровнях познавательной деятельности, но преимущественно – на репродуктивном.
Работа с приборами. Используют также приборы и инструменты: термометр, компас, снегомерная рейка, мерная лента, модель Солнечной системы, теллурий, гномон. Помогают раскрывать закономерные связи и отношения изучаемых явлений и утверждаться в правильности теоретических положений науки.
В обучении они выполняют двойную функцию: с одной стороны, они служат источником знаний, а с другой – средством познания окружающей действительности. Основная функция в том, что они служат средством изучения географических объектов и явлений, позволяют получать объективную информацию об окружающем мире, необходимую для анализа и обобщений, выполнять различные измерительные работы, проводить наблюдения и т.д.
Первую группу составляют средства, применяемые с целью определения количественных и качественных показателей явлений природы. К этой группе относятся приборы для определения температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и т.д. Это различные виды термометров, чашечный анемометр, барометр-анероид, флюгер, психометр и пр.
Во вторую группу входят приборы и инструменты, необходимые для проведения измерительных работ на местности. Эти средства используют при определении расстояний, угловых величин, превышений точек (компас, нивелир, угломер вертикальный, дальномер, астролябия и т.д.). Измерительные работы на местности (определение азимутов, ориентирование, измерение высоты Солнца над горизонтом) составляют неотъемлемую часть обучения природоведению.
Средства обучения, необходимые для проведения картометрических работ, составляют третью группу. Она включает устройства, позволяющие определить географические координаты и расстояния на глобусе.