В курсе естествознания можно выделить два основных направления.
Первое включает в себя формирование знаний о природе и окружающей среде. Особенности компонентов этой системы рассматривается географией, геологией, биологией, химией, физикой, почвоведением, экологией. Интеграция создает условия для формирования у учащихся общих представлений о природе, взаимосвязи его компонентов. Для формирования знаний по первому направлению необходимо: - обобщить имеющиеся знания; - сформировать представление о природе, природных объектах, живых организмах; - сформировать географические представления о карте, глобусе, познакомить со способами ориентирования; - дать сведения о Земле, Солнечной системе; - строения тела человека и личная гигиена.
В основу программ по природоведению положен также принцип краеведения.
Второе направление связано с экологическим образованием и природохранительным воспитанием учащихся. Охрана природы – стержень всего курса.
Учащиеся: - получают представления о взаимосвязи и зависимости живых организмов; - знакомятся с основными охранными мероприятиями.
Формируется гуманное отношение к окружающей среде, чувство ответственности за её сохранение, вырабатываются нормы поведения.
При изучении курса получают следующие знания: - о Земле, Солнечной системе, движения земли и изменения в природе; - о сферах Земли, их свойствах и взаимосвязях; - о телах, веществах, их свойствах; - о явлениях природы; - о обитателях планеты; - об экологических связях в природе и противоречиях между природой и обществом; - о хозяйственной деятельности человека, рациональном природопользовании.
При отборе учебного материала учитываются научность и доступность понятий. Основные знания даются на уровне представлений и элементарных понятий ( знания о телах и веществах, свойствах и значении воды и воздуха, полезных ископаемых; представления о явлениях природы). Первоначальные понятия служат основой для формирования научных знаний в средней школе. На каждом этапе обучения первоначальные представления углубляются, превращаются в знания. Естественнонаучные знания формируются по схеме "представления - понятия - знания".
Курс естествознания имеет тесные перспективные межпредметные связи с предметами естественного блока. Обеспечивается взаимосвязь учебных предметов и научность при формировании понятий. Межпредметные понятия обеспечивают преемственность знаний по всем естественнонаучным дисциплинам.